Еще раз о конкуренции или…

… Выживет ли малое предприятие в одной луже с монстрами?

Этот вопрос я задаю себе и, думаю, что он интересуют и моих читателей, если не профессионально, то чисто по-спортивному: «А, ну-ка, ну-ка… Посмотрим, что ты можешь сделать против воротил книго- и музыкальноиздательского бизнеса?»

Постараюсь изложить свои умозаключения, а вы опровергните меня, если найдете изъян в логике. По сути, речь здесь идет также о страхе, и ни о чем другом. Страх неизвестности – вот что пугает прежде всего! Но если ты уже наполовину погрузился в процесс, то обязательно увидел, что половина из того, чего ты боялся, – если не все! – не стоит «выеденного яйца».

Бабушкины тапки

Мои размышления касаются того, чем занимаюсь в настоящее время я, но заинтересованные коллеги могут «переложить» их для чего угодно: для ИП производителя-оказателя-услуг-любого-рода. Думаю, что получится то же самое. Ведь любой ИП-чайник начинает свое дело не самого нуля, то есть вообще не зная НИЧЕГО в той области, которую собрался осваивать. Как правило, открывают ИП люди, уже имеющие примерную клиентскую базу – базу потребителей их предметов производства (услуг).

Однако сначала о конкуренции. Когда-то давно, только задумываясь над созданием собственного издательства, я изучила много материалов и мнений на этот счет, как виртуальных – в Сети, так и в книгах, и до сих пор читаю все, что мне кажется интересным. Так вот к какому выводу я пришла: будущее именно за издательствами «10 книг», равно как и за производителями (условно) «10 батонов», «10 сапог», «10 чего-угодно-еще».

Как доказательство приведу пример знакомой мне бабушки, которая шьет тапки из старых пальто, платьев и прочего бросового материала (каждый знает в собственном доме уголок, где все это лежит, собирая пыль годами, потому что выбросить жалко!). Так вот бабушка все это выгребла из угла и пустила в дело сначала для личных целей – обула в теплые и уютные тапки членов собственной семьи.

Дальше – больше. Слухами, как известно, земля полнится, и к бабушке стали приходить сначала соседи, потом знакомые соседей, потом знакомые знакомых соседей. Прослышав, что бабушка шьет тапки из того, что жалко выбросить, разобрали свои углы – перетащили все к бабушке. Взамен получили тапки, но и не преминули заплатить бабушке за труд. Кто-то принес продукты, кто-то деньги. Бабушка рада – приносит пользу обществу. Общество радо, что ходит в добротных тапках, сшитых заботливыми руками. И все это на фоне разноцветных, пушистых, забавных, модных тапок, сшитых конкурентами бабушки – монстрами-производителями, которым бабушкины тапки, конечно же, уступают по красоте и модельному ряду.

Но есть у них и два преимущества:

  1. бабушка старается впихнуть в тапки исключительно натуральные материалы (шерсть, хлопок, ватин), знает, что людям удобно и приятно;
  2. шьет так, что носятся они не один год (их можно стирать в машинке без урона для внешнего вида и внутреннего содержания). И, несмотря на второе преимущество, клиентов у бабушки не убавляется, а прибавляется – не успевает обслужить всех желающих.

Конечно, бабушка не стала открывать ИП – ни к чему ей это. И так хорошо. Однако чем не пример открытия, раскрутки и работы малого бизнеса?
Доказано, и не один раз, что самая лучшая реклама – сарафанное радио. Знаю даже одну стоматологическую клинику, которая категорически против любой рекламы – согласитесь, нонсенс для сегодняшнего дня! Но клиенты у них были, есть и будут, потому что главный принцип работы этой клиники – рекомендации клиентов! Это одновременно еще и гарантия качества работы. Думаю, никто не сможет ничего возразить на то, что если кто-то порекомендовал, да еще и с восторженными отзывами – фирме клиент обеспечен.

То же можно сказать о любом другом малом бизнесе, хотя клиника, о которой я упоминала, не маленькая – имеет филиалы в каждом округе Москвы и приемлемые цены, по сравнению с конкурентами покрупнее.

А стоит ли говорить о конкуренции?

Вернусь к собственному делу. И первое здесь – музыкальное издательство.

Рассуждения, в принципе, те же, и я уже делилась частью из них в одном из ранних постов, но сегодня я хочу дополнить и расширить их отчасти за счет собственных мыслей, отчасти за счет ссылок на подтверждение исследования, проведенного еще в 2007 году автором «Компьютера Онлайн» Романом Георгиевым. Он написал три интересных статьи, из которых меня (и моих авторов-композиторов) напрямую касается одна – «Тирания толпы». Даю ссылку, чтобы вы могли прочитать ее «в оригинале».Здесь же я буду опираться на тезисы автора, которые полностью совпадают с моими размышлениями.

Хочу показательно ответить на единственный вопрос темы: «Сможет ли малое предприятие составить конкуренцию монстрам его отрасли, в частности, малое музыкальное и книжное издательство?»

Сможет, и бабушка с тапками тому доказательством. Тем более что проблем у крупных издателей тоже хватает. Их сейчас «достают» не ИП, а Интернет, где практически все и почти всегда можно достать без хлопот. Плюс – «выпуск всего подряд» со взваливанием ответственности за продажи на редакторов, которые этой ответственности боятся, и поэтому стараются держаться в русле «формата», который сами же и создали.Слышали о кризисе перепроизводства?

Роман Георгиев говорит о том же: «Общеизвестно, с каким трудом пробиваются в мейнстрим свежие идеи, а то и не пробиваются вообще — они ж „непроверенные“. Если присмотреться, окажется, что развлекательная отрасль на самом деле плохо себе представляет, чего аудитория хочет. Причина возникновения ложных представлений о дурном вкусе публики — неэффективные методы распространения контента…Если даже не брать интернет, а найти пример компании, которая придерживается иных методов распространения, немедленно окажется, что когда людей не сводят к общему знаменателю, их вкусы оказываются более разнообразными…„


Там же автор приводит график количества продаж наиболее хитовых музыкальных альбомов между 1966-2005 годами. И картинка на самом деле поражает – из нее следует, что продажи хитов сократились в 2005 году по сравнению с 1991—95 гг. примерно в 15 раз!

Коммментируя картинку, Роман пишет:«Попросту говоря, катастрофа. Что тому причиной? Что, люди перестали слушать музыку? Ни в коем случае… Качество производимой в промышленных масштабах продукции упало или унифицировалось настолько, что хиты вымерли, поскольку „всё одинаковое“?.. Основные потерпевшие, то есть крупные музыкальные издатели, в один голос заявят, что во всём виноваты пираты. Однако с появлением онлайновых музыкальных сервисов, где за медные гроши альбомы продаются, извините, „попесенно“, и куда многие поклонники файлообмена и перебрались, ситуация пока не улучшилась. В пиратах ли дело? В середине января компания Musicland Holding, владелец таких торговых марок, как Sam Goody, Suncoast Motion Picture и MediaPlay.com, и приблизительно восьмисот торговых точек, занимающихся распространением развлекательной продукции, подала прошение о защите от кредиторов на период реорганизации в соответствии со статьёй 11 закона США о банкротстве. Иными словами, объявила дефолт. Это не значит, что компания будет расформирована (скорее всего), пока речь идёт именно о реорганизации и „обновлении бизнес-модели“…»


Понимаете, к чему я? – ОБНОВЛЕНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ! Верхушка звукозаписывающих магнатов не ведает, чем занимается ее базис… что-то мне это напоминает… Вспомнила: «Верхи не могут управлять по-старому, а низы – жить по старому…» из определения революционной ситуации то ли по Ленину, то ли по Марксу. Налицо все признаки революционной ситуации, и мы ощущаем их на себе под названием КРИЗИС! Как видите кризис в этой области назревал еще в 2007 году. К 2008-у мы к нему подошли все и вплотную.

Не знаю статистики, но отчего-то мне кажется, что за время кризиса число ИП увеличилось на порядки. И потихоньку каждый занимает свою нишу!

Вот оно и появилось это словосочетание – СВОЯ НИША!

О ней – ниже, а сейчас вернусь к Роману и теме крупных музыкальных издательств: «Издателям данная тенденция уже принесла массу хлопот да бедствий и принесёт ещё (это о монстрах, прим. автора).Им можно пожелать скорейшего исчезновения, вопрос только в том, что останется после них? И вопрос этот, как выразился бы Малыш, „чешется“.

Под занавес с фанфарами всё же приведём цитату из годичной давности статьи Андерсона, с которой мы начали эту эпопею: „Для развлекательной отрасли рекомендации [т.е. помощь в поиске потенциально интересных композиций] — весьма эффективный метод маркетинга, позволяющий вывести не очень хитовые, но качественные фильмы и немейнстримовую музыку на свою аудиторию. Изменение соотношения сигнал / шум(шум — массовое производство „псевдохитов“, прим. автора) к лучшему сподобит аудиторию, в свою очередь, активнее искать. Это теоретически может означать, что музыка и фильмы найдут новых поклонников, следовательно, размеры рынка увеличатся… Да и в плане культуры преимущества очевидны: большее разнообразие… и свержение тирании хита“.
Всё-таки интересно было бы поразмыслить над тем, что в самом деле произойдёт, если под весом „Длинного хвоста“ крупные издатели больше внимания станут уделять не конвейерной (единообразной, выстроенной по давно отработанным шаблонам) поп-музыке, а всё-таки постараются разнообразить продукцию и рассеять её по всему диапазону потребительских пристрастий».

А произойдет (и происходит на примере нашего маленького издательства!) следующее: малый бизнес сделает то, что не под силу монстрам – обеспечит спрос в своей маленькой нише, в которой они, в силу своей ничтожности по сравнению с акулами, тех же акул конкурентами не имеют, как не парадоксально это звучит! Монстру на меня чихать. А я его уважаю, но делаю свое маленькое и нужное людям дело!

Мои «тапки» будут пользоваться спросом, уверена! На «длинном хвосте», как называет цитируемый Романом Андерсон немейстримовую музыку, вырастут подобные нишевики, которые удовлетворят спрос на каждого такого автора небольшими тиражами и прозрачностью оказания услуг.

А как быть с идентификационными номерами музыкального товара — аудиозаписей и нотных изданий? Как крупный производитель перейдет на ISMN, заменив на него ВСЕ штрих-коды ТОВАРА? А маленький – сможет, потому как у него всего 10 изданий в год! А не грядет ли конкретно в России еще один кризис и уже в звукозаписывающей отрасли?! Ведь все они теперь обязаны маркировать свои записи номерами ISMN. Как долго они еще протянут на волне маркировки дисков, как товара?

Попробуйте со мной поспорить. Буду очень рада аргументам «против».

Еще варианты